Для мимических мышц и губ:
1. Поднять брови. Отдельно левую, правую, обе сразу. Логопед пальцами поднимает брови ребенка.
2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу.
3. Опустить углы губ, поднять углы губ. Логопед двумя пальцами выполняет эти движения.
4. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево.
5. Наморщить нос, лоб.
6. Растянуть углы губ и собрать в трубочку. Логопед поочередно выполняет эти движения, поставив пальцы в углы губ ребенка.
7. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю.
Все перечисленные упражнения выполняются с помощью рук логопеда. Каждое движение выполняется в три стадии.
Для нижней челюсти:
1. Логопед располагает пальцы своей руки на подбородке и производит открывание и закрывание рта ребенка. Максимальное открытие рта фиксируется под счет.
2. Выдвижение нижней челюсти вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет с последующим возвращением в исходное положение.
Затем эти движения выполняются пассивно-активно и активно.
Для языка:
1. Захватывается кончик языка платком или марлевой салфеткой и выполняются движения в стороны до углов рта, вниз, вверх.
2. Шпателем удерживают язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижимают к нижней губе, удерживая язык широким.
Для перехода к активной гимнастике необходимо ознакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Предлагают рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображение в зеркале.
Логопед предлагает ребенку закрыть глаза. Ребенок должен угадать, к какому органу логопед прикоснулся шпателем.
Активной гимнастикой называется система упражнений для органов артикуляции, которые проводятся по инструкции логопеда. Цель активной гимнастики — улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений, знаковых для конкретных звуков. Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков. Многие авторы рекомендуют артикуляционную гимнастику проводить с сопротивлением, с нагрузкой.
Например:
1. Ребенок по инструкции логопеда должен растянуть губы в улыбке, а логопед препятствует этому, удерживая углы губ.
2. Ребенок по инструкции логопеда должен собрать губы в трубочку, а логопед удерживает углы губ.
3. Ребенок по инструкции логопеда должен высунуть язык вперед, поднять вверх, отодвинуть в углы рта, а логопед шпателем препятствует выполнению движения.
Таким же образом выполняют и другие упражнения.
Для детей со стертой дизартрией в нашем пособии предлагается артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой. Приводим 20 упражнений, которые осваиваются постепенно.
Материал взят из книги Архиповой Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.