В современном мире дошкольник не может пойти в первый класс и начать обучение «с чистого листа». Родителям необходимо «развивать, тренировать, информировать» ребенка, чтобы соответствовать требованиям, принятым в школе. Но насыщенный информационный поток, направленный на дошкольника, зачастую не дает тех необходимых знаний, умений и навыков, которые пригодятся ребенку в первом классе.Абсолютно готовых или не готовых к школе детей практически не существует. Каждый ребенок по своему, совершенно не как другие воспринимает новую для себя социальную позицию школьника. Можно лишь говорить о степени готовности или неготовности к школьной жизни и к новому социальному статусу.
Безболезненная адаптация к новым социальным условиям возможна если ребенок умеет в детском обществе действовать совместно с другими, умеет уступать, имеет чувство товарищества, готов приложить усилия делать то, что требует учитель. Будущий школьник должен уметь отстаивать свою точку зрения, и в то же время прислушиваться к мнению других. К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, преодолеть препятствия и оценить результат.
Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов, но достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольник достигает, только если обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов.